ВишенкиНовости
Готовые работы
Услуги
Полезные ссылки
Глоссарий
Контактная информация
Статьи по Web-дизайну

JavaScript и объектная модель

Версия для распечатки
Версия
для распечатки

Скриптовые языки в некотором роде перевернули мир, и именно благодаря им появился DHTML, который позволяет делать со страничкой практически что-угодно. Как известно, всего два языка претендуют на лавры победителя в броузере. Это VBScript - подмножество Visual Basic-а и JavaScript. Вот последним мы и займёмся как наиболее универсальным.

Сами по себе изучать скриптовые языки не имеет смысла, т.к. они тесно связаны с объектной моделью броузера и, по сути дела, большая часть скриптов просто устанавливает соответствующие свойства объектов или вызывает их методы.

Что такое объектная модель?

Давным-давно, когда броузеры ещё имели номер версии равный единице, ничего подобного не было и в помине. Информация просто выводилась на дисплей по мере поступления, не подвергаясь никаким изменениям. Всё было просто, и даже глюков совместимости ещё не было :).

Сейчас же путь странички до дисплея гораздо дольше. Давайте поэтапно проследим её путь:

  1. Страничка скачивается с сайта и размещается в памяти компьютера;
  2. Производится анализ странички, в результате которого она препарируется на составляющие;
  3. Блоки, из которых состоит страничка (<body></body>, <head></head>, <p></p> и т.д.), размещаются во временной базе данных соответственно структуре объектной модели;
  4. База данных становится доступной другим программам и, в-частности, рендеру, который выводит страничку на экран. Для доступа и управления содержимым этой базы данных броузер предоставляет нам механизм объектов и скриптовый язык, посредством которого и выполняется доступ.

Разумеется, содержимое базы может быть изменено до вывода на экран, что и позволяет работать DHTML. Но объектная модель остаётся работать даже после того, как страничка показана на экране дисплея. Это даёт нам возможность в небольших пределах (а в последних версиях HTML 4.0 практически полностью) менять содержимое странички после загрузки.

Структура объектной модели

Чтобы было понятно, о чём мы говорим, рассмотрим общую структуру объектной модели. Ниже приведена объектная модель Internet Explorer-а версии 4 и выше:

  • window - объект, дающий доступ к окну броузера
  • frames - объект, дающий доступ к фреймам

    • window...
    • window...
    • ...
  • document - объект, содержащий в себе всю страничку

    • all - полная коллекция всех тегов документа
    • forms - коллекция форм
    • anchors - коллекция якорей
    • appleеs - коллекция апплетов
    • embeds - коллекция внедренных объектов
    • filters - коллекция фильтров
    • images - коллекция изображений
    • links - коллекция ссылок
    • plugins - коллекция подключаемых модулей
    • scripts - коллекция блоков <script></script>
    • selection - коллекция выделений
    • stylesheets - коллекция объектов с индивидуально заданными стилями
  • history - объект, дающий доступ к истории посещенных ссылок
  • navigator - объект, дающий доступ к характеристикам броузера
  • location - объект, содержащий текущий URL
  • event - объект, дающий доступ к событиям
  • screen - объект, дающий доступ к характеристикам экрана

Объектная модель Netscape Navigator-а немного отличается от вышеприведённой, но её смысл точно такой же. А использование JavaScript позволяет нам обойти различия в реализации объектных моделей.

Вместо того, чтобы подробно объяснять каждый объект, входящий в модель броузера, я буду разъяснять смысл соответствующих объектов, их свойств и методов на конкретных примерах по мере возникновения в том необходимости.

Как видите, структура объектной модели достаточно сложна, но строго определена, и существует однозначный способ доступа к любому свойству или методу. Синтаксис полностью соответствует тому, что используется в объектных языках. Т.е. нижележащие объекты отделяются от вышележащих точкой, и для доступа к конкретному свойству нужно просто корректно построить строку доступа.

И, как Вы понимаете, вот здесь-то на сцену и выходит скриптовый язык, который и позволяет нам манипулировать объектами.

Как любой язык программирования, JavaScript имеет определённый набор типов переменных, операторов, встроенных функций и объектов. Изучение JavaScript как такового как раз и заключаются в запоминании всего этого. Но, как Вы понимаете, оторванный от объектной модели, он мало полезен сам по себе. А потому я просто расскажу о популярных эффектах, применяемых на страничках, попутно давая пояснения. И надеюсь, что если это Вас заинтересует, то более сложные вещи Вы уже напишете сами.

Как и где размещать код скрипта?

Но сначала мы немного отвлечёмся от эффектов и поговорим о том, как и где размещать JavaScript. Так как язык скриптовый и рассчитан на работу на web-страничках, то его код размещается непосредственно в HTML-коде странички. Причём, код на JavaScript обычно состоит из двух частей:

  1. Функции, которые вызываются из кода странички в ответ на какое-то событие;
  2. Код событий, которые вызывают функции :)).

Описание функций должно располагаться в теге <head></head> - это гарантирует нам, что к моменту вызова функции она уже будет находиться в памяти компьютера. Для вставки кода используется специальный тег <script>, в параметрах которого мы и определяем конкретный язык. Вот пример типичного описания JavaScript-вставки:

<script language="JavaScript">
<!--

function somefunction()
{
    // здесь располагается код функции
}

//-->
</script>

Обратите внимание, что непосредственно сам код заключён в тег комментария. Это сделано для того, чтобы более старые броузеры игнорировали непонятные им команды. Новые же программы знают о существовании закомментированных скриптов и им это не мешает.

Заметьте также, что закрывающий тег комментария несколько необычен и предваряется двумя косыми чертами. Две косые черты - это комментарий языка JavaScript, т.е. скрипт игнорирует всё, что идёт после него. А сделана такая сложная конструкция ради совместимости с Netscape, который закрывающий HTML-комментарий воспринимает как непонятную ему команду и, соответственно, вызывает ошибку.

Ну вот, с основами применения скриптов разобрались, а примеры популярных и полезных эффектов, реализованных при помощи JavaScript, мы рассмотрим в следующей статье.


<< Предыдущая статья | Следующая статья >>